Размышления русского мудреца о деньгах.
Вы не знали моего прадеда?.. Жаль… Это был
добрый и привлекательный человек… Ему было уже 76 лет, когда Господь отозвал его
в Свои селения. Он был резчик по дереву, большой мастер; и тонкие работы
удавались ему прямо удивительно: кружево, да и только, и с каким вкусом! А
больше всего он радовался, когда мог подарить какую-нибудь изящнейшую вещицу
значительному, талантливому человеку. Тогда он приговаривал: «Ведь этим я вошел
в его жизнь, я помог ему найти в жизни хоть маленькую радость»…— и улыбался
счастливой улыбкой.
А, значит, вы его все-таки встречали?.. Да,
да, это был он: с длинными, белыми волосами… Высокий лоб, мечтательные,
немножко отсутствующие глаза и незабываемая улыбка: будто все вокруг
улыбнулось… Да, и последние годы он ходил немного сгорбившись. Вот о нем-то я и
хотел вам рассказать.
Видите ли, когда я наблюдаю современную
жизнь, то мне часто кажется, что люди придают чрезмерное значение всякому
имуществу и богатству, как будто большое состояние равносильно большому
счастью. А это совсем не верно. Кто так думает и чувствует, тот, наверное,
проживет несчастливую жизнь. И этому я научился у моего покойного прадеда.
Ему всю жизнь приходилось зарабатывать себе
пропитание, и это давалось ему подчас не легко; и несмотря на это, он был одним
из самых счастливых людей на свете. Вы спросите, как ему это удавалось?.. А это
он и называл «искусством владения» — или щедростью.
Он был седьмым в своей семье, и притом
младшим; одни мальчики. Старшие братья были все черствые и жадные. На него они
смотрели свысока и ничего ему не давали. Родители у него умерли рано, и он едва
мог дотянуть до конца городского училища. Тогда братья заявили ему: «Изволь сам
себе зарабатывать пропитание». Ссориться и пререкаться он не любил и стал
учиться тому, к чему его особенно тянуло: резьбе по дереву и игре на скрипке. С
резьбой у него сразу пошло; вещи его очень нравились. И он объяснял это так: «Я
от души это делаю, с любовью, а люди это чувствуют; ведь они все ищут в жизни
любви, прямо голодают по ней; вот им и нравится»…
Через год он не только зарабатывал себе на
хлеб (жизнь-то тогда была дешева), но платил сам и за скрипичные уроки. Тогда
он ушел от братьев и стал жить у бездетного дяди. Там его тетка очень любила;
так и называла его — «голубчик мой». А в нем и вправду было что-то голубиное. А
уж образование свое он позднее пополнял ненасытным чтением.
Бывало, только возьмет в руки смычок, так мелодия
и польется. Все сидят и слушают, как очарованные, и у всех глаза влажные. И
горечь жизни забудешь: будто все заботы и тягости с тебя сняли и только сердце
поет. Как он играл русские народные песни, да еще в настоящих древне-народных
тонах и гармониях… Он потом с Мельгуновым водился и с гуслярами все дружил…
Бывало, сам стоит серьезный, благоговейный; и только глаза сияют блаженством.
Вы спрашиваете про «искусство владения»?
Сейчас, сейчас расскажу… Бедности он не знал. Но и богатым никогда не был. Два
раза ему сватали богатых невест. Он сам мне об этом рассказывал: «Обе были из
твердого дерева и грубой резьбы. Таких нельзя любить. И никакого пения в них не
было. А во владении они тоже ничего не понимали: обожали свое богатство, оно из
них так и смотрело. Ведь у каждого из нас свое главное из глаз глядит, а у них
глядела жадность». Позднее он женился на моей прабабушке и жил с ней душа в
душу. Она была необычайной доброты, бедна, но умна и первая певунья на
свадьбах; все старинные свадебные песни знала и как зальется, так все слушают и
не дышат.
Когда прадед начинал, бывало, рассказывать
или советы давать, я мог слушать часами, неотрывно. Потом я стал даже кое-что
записывать для памяти. Вот и про владение.
«Слушай, малыш, — говорит он мне раз, — есть
особое искусство владеть вещами; и в нем секрет земного счастья. Тут главное в
том, чтобы не зависеть от своего имущества, не присягать ему. Имущество должно
служить нам и повиноваться. Оно не смеет забирать верх и господствовать над
нами. Одно из двух — или ты им владеешь, или оно на тебе поедет. А оно — хи-и-трое.
Только заметит, что ты ему служишь, так и начнет подминать тебя и высасывать. И
тогда уж держись: проглотит тебя с душою и телом. И тогда тебе конец: оно
займет твое место и станет твоим господином, а ты будешь его холопом. Оно
станет главным в жизни, а ты будешь его привеском. Вот самое важное: человек
должен быть свободен; да не только от гнета людей, но и от гнета имущества.
Какая же это свобода: от людей независим, а имуществу своему раб? Свободный
человек должен быть свободным и в богатстве. Я распоряжаюсь; мое имущество
покоряется. Тогда я им действительно владею, ибо власть в моих руках. Тут
нельзя бояться и трепетать. Кто боится за свое богатство, тот трепещет перед
ним: как бы оно не ушло от него, как бы оно не повергло его в бедность. Тогда
имущество, как ночной упырь, начнет высасывать человека, унижать его, и
все-таки однажды, хотя бы в час смерти, покинет его навсегда…
Вот я вырезаю по дереву. Это удается мне
потому, что я владею моим скобелем и могу делать с деревом все, что захочу.
Поэтому я могу вложить в мою резьбу все мое сердце и показать людям, какая
бывает на свете нежная красота и радость.
Или вот — на скрипке. Смычок и струны должны
меня слушаться; они должны петь так, как у меня на душе поет. Любовь владеет
мною, а я владею скрипкой; вот она и поет вам всем про радость жизни и про
Божию красоту.
То же самое и с имуществом. Оно дается нам не
для того, чтобы поглощать нашу любовь и истощать наше сердце. Напротив. Оно
призвано служить нашему сердцу и выражать нашу любовь. Иначе оно станет
бременем, идолом, каторгой. Недаром сказано в Евангелии о маммоне. Кто верует в
Бога, тот не может веровать в богатство, а кто раз преклонился перед чужим или
перед своим богатством, тот сам не заметит, как начнет служить дьяволу…
Дело не в том, чтобы отменить или запретить
всякое имущество; это было бы глупо, противоестественно и вредно. Дело в том,
чтобы, не отменяя имущество, победить его и стать свободным. Эта свобода не
может прийти от других людей; ее нужно взять самому, освободить свою душу. Если
мне легко думать о своем имуществе, то я свободен. Я определяю судьбу каждой
своей вещи и делаю это с легкостью; а они слушаются. Мое достоинство не
определяется моим имуществом; моя судьба не зависит от моего владения; я ему не
цепная собака и не ночной сторож; я не побирушка, выпрашивающий копейку у
каждого жизненного обстоятельства и прячущий ее потихоньку в чулок. Стыдно
дрожать над своими вещами; еще стыднее завидовать более богатым. Надо жить
совсем иначе: где нужно, там легко списывать со счета; где сердце заговорит — с
радостью дарить; снабжать, где у другого нужда; с радостью жертвовать, не
жалея; не требовать возврата, если другому невмоготу; и братски забывать о
процентах. И главное, — слышишь, малыш, — никогда не трепетать за свое
имущество: «Бог дал. Бог и взял, да будет благословенна воля Его». Кто трясется
за свое богатство, тот унижается, теряет свое достоинство, а низкому человеку с
низкими мыслями лучше вообще не иметь богатства»…
«В умных книгах пишут, — сказал он мне раз, —
что имущество есть накопленный труд, а по-моему, и труд, и имущество от духа и
для духа. А дух есть прежде всего — любовь. Поэтому у настоящего человека
имущество есть запас сердца и орудие любви. Богатому человеку нужно много
сердца; тогда можно считать, что он заслужил свое богатство. Много денег и мало
сердца — значит, тяжелая судьба и дурной конец».
Бывало, поговорит так и возьмется за свою
скрипку и начнет играть старинные русские песни, одну за другой: «Верный наш
колодец» и «Не пой, соловушка» и еще много других, а я сижу счастливый и
слушаю…
И все это он навсегда врезал мне в душу: И
песни эти я и сейчас не могу слышать равнодушно. Эх, сколько свободы и доброты
в русском человеке! Какая ширина, и глубина, и искренность в его песнях!
И кажется мне, что прадед мой думал и жил,
как настоящий мудрец.
Автор статьи – русский философ, писатель
и публицист Иван Александрович Ильин.
http://www.bleckt.com/interesno/5222/
|